Религия в Курдистане подразделяется на 4 ветви: Езиды, Ислам, Али-халк, Парсизм.
Езидизм – это древнекурдское верование, которое берет свое начало еще в средневековье. Оно впитало в себя некоторые моменты христианства и ислама. Ранее езиды были так же известны как да-сени. По убеждениям езидов, они являются избранными. Но избранность перходит лишь по наследству.
Само слово «езид» происходит от персидского «изед», что означает «бог».
Духовенство езидов подразделяется на шесть групп. Шейхи – носят белую одежду и белую чалму, они являются высшими носителями святости. Пиры – носят черную одежду и черную чалму с красной повязкой, они являются более низкого происхождения чем шейхи. Кавалы – собирают налоги и пожертвования. Факиры – бедное духовенство. Кочака – предсказывали будущее, служили в храме Ади. Так же служителями были фараши, зажигавшие огонь на могилах святых, факраи, помогавшие в обслуживании храма, это были вдовы или незамужние женщины. Их предводительницу звали кабана. Мюриды – находились в распоряжении шейхов и пиров.
Езиды очень консервативны, не терпят перемен ни в чем, ни в одежде, ни в обязанностях каждой касты.
Ислам исповедуют большая часть курдов Ближнего Востока. У них существует свой особенный институт духовных наставников – сейидов. Это потомки дочери пророка Мухаммеда Фатимы и его зятя Али. Так же шейхи или молящиеся на ковре.
Али-халк – это исламская религиозная секта. Еще она называется али-илахи, что означает «последователи истины».
Эта секта из древне преследовалась мусульманскими властями и духовенством Ближнего и Среднего Востока. Из-за этого секта стала замкнутой и тайной организацией. «Люди истины» вели тайную пропаганду своего учения.
Али-илахи считают, что Али был одним из семи воплощений бога. Божество сопровождают четыре ангела, представляющие качества бога.
Парсизм – вероучение, которому учил пророк Зороастр. Священная книга парсизма – это Авеста. Она имеет два варианта. В первом исполнении – это сборник молитв на авестийском языке. Во втором исполнении – это собрание тех же частей, что и в первом варианте, но только расположены они в последовательности, удобной для изучения, а не чтения при богослужении.
В основу парсизма легла идея о «семи божествах». По преданию Ахура-Мазда сотворил шесть низших божеств при помощи Святого Духа, которых узрел Зороастр. Затем с Ахура-Маздой они сотворили семь божеств, а за тем и семь творений.