В истории Курдистана полно случаев, когда во главе племени или племенной конфедерации становилась сначала незначительная династия, предводитель которой присваивал себе титул бея, а с ним и законное признание турецкого султана. Но подчинить курдов силой надолго невозможно. Время от времени новый местный ага становился предводителем нескольких соседних племен и образовывал новые группировки под именем своего племени. В курдских племенах и деревнях кроме аги еще два лица играют значительную роль. Это имам (мулла) и шейх.
Курдский имам в отличие от арабского – не высшее духовное лицо, а обычный деревенский священник – мулла. Шейх – это также духовное лицо, не имеющее, однако, определенного круга обязанностей, как имам. Он скорее – свободный «духовный ученый» Шейх знает наизусть Коран, умеет читать и писать по-курдски, по-турецки или по-арабски и дает советы. Если нет имама, шейх проводит и богослужения. Кроме того, он знает лекарства и способы лечения и передает эти знания по наследству своему сыну. А вместе с тем это и крестьянин или ремесленник, как прочие. Правда, благодаря подаркам он достигает некоторого благополучия, выражающегося часто в ношении европейской одежды. В Курдистане есть целые деревни, известные как места проживания одной или нескольких семей шейхов. Некоторые шейхи широко известны своими успехами во врачевании, и не только крестьяне отдают им предпочтение перед врачами, знаменитых шейхов хоронят в каменных мавзолеях (тюрбе), которые становятся местом поклонения.
Правящий род курдов хакари – шамбо – был одним из самых древних среди знатных курдских родов. Резиденция правящей семьи после их изгнания из Амадии атабеками Зенгуи находилась в Джуламерке, в верховьях реки Большой Заб. Свое происхождение они выводили от аббасидских халифов. По словам Шереф-хана Битлиси, даже великие султаны и благородные хаканы неизменно осыпали их своими милостями и щедротами и не посягали на их владения. А если кто-либо из них и захватывал их вилайет, вновь передавал его им на правах мулька.
Что касается другой могущественной курдской конфедерации – рузаки, то еще в Х-XI веках она захватила Бит-лис и превратила его в свое ленное владение. Рузаки объединяли 24 аширета, в том числе такие большие, как бильбасы и кавалиси. В 1508 г. битлисский эмират захватил шах Иемаил. Повелитель Ирана засадил битлисского эмира в тюрьму, а управление эмиратом поручил кызылбашу Курд-беку. Курдские правители Битлиса достигли пика своего могущества в XVI-XVIII веках. Они то правили независимо, то признавали сюзеренитет шаха или султана.