Самый ранний из дошедших до нас письменных памятников на курдском языке относится к VII в. В нем автор рисует бедственную картину последствий арабского завоевания.
Самым ранним из известных курдских поэтов является Пире Шариар (Пире Шалиар), который жил в Х в. Некоторые исследователи называют его курдским ходжой Насреддином за его многочисленные четверостишия и изречения, ставшие пословицами и поговорками.
Выдающимся поэтом средневековья был Али Теремахи (X-XI вв.), автор первого трактата по грамматике на курдском языке и таких поэм, как "Единственное слово", "Сыновья отчизны", "Яхонтовое ожерелье" и "Поистине, жизнь — это сон". Али Теремахи был одним из первых, кто создавал свои произведения на диалекте курманджи. На этом же диалекте творил выдающийся современник Али Теремахи поэт Али Харири (1009-1079), стихи которого пользуются популярностью в народе. До нас дошел рукописный диван (сборник) его лирических газелей.
Между XII и XV вв. развертывается творчество целой плеяды курдских поэтов, наиболее яркими представителями которых были Ахмед Малаи Джезири (XII в.) (сочетавший метры аруза с формами народной курдской поэзии) и Факи Тайран (1307- 1375). В своих лирических газелях-касыдах М. Джезири (Мела Джизри) воспевает красоту своей возлюбленной — сестры джезирского правителя Умад ад-Дина. В творчестве М. Джезири прослеживаются две линии — народная, характерная для его предшественников, и придворная. В курдской литературе Джезири считается главой школы газели.
Поэт Факи Тайран, писавший под псевдонимом Мим Хай, создал своеобразный цикл поэм: "Повесть о Санаанском шейхе", "Стихи Тайрана, обращенные к ручью". Хотя он принадлежал к литературной школе М. Джезири, тем не менее в творчестве Факи Тайрана преобладающей является народная линия. Цикл "Факие Тейра", включавший первоначально только его стихи, позднее оброс подражаниями и стихами о поэте — народном заступнике, борце за счастье народа.
Не менее интересно творчество следующего по времени поэта — Мулла (Мела) Бате (1417-1495), писавшего на диалекте курманджи. В его романтической поэме "Замбильфрош" ("Продавец корзин") впервые появляются литературные обработки народных сюжетов. Может быть, благодаря этому, а также поэтическому языку и художественно-выразительным средствам произведения М. Бате пользовались широкой популярностью.
Селим Слеман (XVI в.) — автор курдской национально-самобытной версии поэмы "Юсуф и Зулейха".
Творчество названных поэтов подготовило почву для появления одного из самых выдающихся курдских поэтов — Ахмеда Хани (1650-1708), знаменитую поэму которого "Мам и Зин" можно с полным правом назвать лучшим памятником курдской литературы. Эта поэма пользуется огромной популярностью у курдского народа. Нет такого курда, который не знал бы наизусть хотя бы несколько отрывков из поэмы. Имена героев поэмы, так же как имена Лейли и Меджнуна на всем Ближнем Востоке и Тристана и Изольды на Западе, стали для курдов символом идеальных влюбленных. Ахмед Хани подверг творческой стихотворной обработке народное сказание. Сфера распространения сказания очень обширна, о чем наглядно свидетельствует тот факт, что многочисленные народные варианты его собраны учеными в самых различных районах расселения курдов.
"Мам и Зин" составляет славу классической курдской поэзии. По мнению современных курдских литературоведов, Ахмед-Хани был первым поэтом, который затронул в литературе национальную проблему курдов.