В Курдистане как и во многих странах востока до сих пор сохраняют силу патриархальные отношения. До сих пор многие курды придерживаются родо-племенной организации своего общества, у них существует обычай уважения и подчинения старшему, обычай подчинения женщины мужчине, которому была отдана, обычай раздельного отношения мужчин и женщин, обычай уважения женщины, обычай моногамии.
Курды исторически придерживаются моногамного устройства семейных отношений. Только у отдельных вождей может быть несколько жен. В основном это делается из политических соображений (для усиления родственных линий племени, и соответственно для усиления его мощи).
Женитьба в Курдистане выглядит так. Мужчина, выбрав девушку, посылает своего представителя (предпочтение отдается старшему родственнику: деду, отцу, дяде либо родственнику мужского пола) к отцу девушки. Во время сватовства устанавливается выкуп за невесту. Если молодой человек согласен на предложенную цену, начинаются приготовления к свадьбе.
Роль свата очень значительна. Не каждого человека курд не только пустит себе за порог, он и выслушает от него подобные предложения. Поэтому сватом должен выступать только лицо, уважаемое всеми. Отказать свату - значит нанести ему несмываемый позор. Поэтому зачастую в качестве свата курды обычно посылают человека, которому отец невесты что-то должен либо которого настолько уважает, что не сможет ему отказать.
Следует отметить, что многие племена долгое время находятся в кровной вражде, и только межплеменные браки способны остановить долгое кровопролитие. В этом случае сватом выступает представитель третьей, заинтересованной стороны.
Теоретически можно сделать брачное предложение любой девушке. Но курд отдает предпочтение браку амоза (женитьба на дочери дяди с отцовской стороны). Следующий за амоза предпочтительный брак - пуррза (на дочери сестры отца), далее - халоза (на дочери брата матери) и пуррза (на дочери сестры матери).
Отец предпочитает в качестве зятя сына брата. Он знает недостатки своего племянника, что уменьшает риск неудачного брака. Далее, он может оказывать некоторое влияние на зятя через связи по родству, защищая интересы дочери. Что же касается жениха, то, по обычаю, племянник платит более низкий выкуп за невесту или совсем его не платит, и это немало способствует стремлению женитьбы на кузинах.
Второй тип курдского брака - жин-ба-жин, или обмен сестрами. В таком случае выкуп за невест, конечно, исключается: двое мужчин обмениваются сестрами. Остаются только расходы, непосредственно связанные со свадьбой и приданым. С чисто финансовой стороны обмен сестрами выгоден. В деревнях, не объединенных в племя, такие браки довольно часты. Однако они считаются менее предпочтительными. Там, где между мужчинами, осуществляющими такой обмен, нет близкого родства, возможность разрыва брака увеличивается. А семейные неурядицы в одном хозяйстве, как говорят, вызывают подобные конфликты я в другом, создавая порочный круг.
Если брак не родственный и не жин-ба-жин, выкуп за невесту выплачивается очень большой выкуп. Его величина возрастает, если невеста очень красива, умна, образована и если она из знаменитого либо богатого рода. Поэтому часто сама девушка требует, чтобы за нее была назначена высокая цена. Иногда, после заключения договора о выкупе остальным членам племени сообщаются преувеличение цифры с целью польстить невесте и создать видимость богатства жениха.
Величина этой суммы также склоняла к бракам с кузинами или к обменным. Однако трудно объяснить, каким образом отец готов отказаться от выкупа за дочь или уменьшить его, когда женихом является его племянник. Ведь его хозяйство полностью отделено "от хозяйства брата и племянника, и неуплата выкупа представляет чистую потерю дохода.
Самое главное соображение, заставляющее курда выдавать свою дочь за сына брата, связано с межплеменной враждой и вообще политическими соображениями. Сказанное можно объяснить следующим образом. Место человека в обществе пропорционально количеству стрелков, которых он может мобилизовать в свою поддержку. Известно, что в случае межплеменной вражды сплочение молодых людей вокруг старшего руководителя происходит по родственной линии. Если же человек вызвал отчуждение своих племянников, отказывая им в их традиционном праве, ему будет очень трудно собрать их вокруг себя в нужном случае. Брак между дочерью и сыном брата предотвращает такое отчуждение.
Хотя за последние десятилетия в отдельных частях Курдистана названные ограничения при заключении браков в значительной степени ослабли, большинство членов общины по-прежнему предпочитает брать в жены девушек из своей фамильной группы. Поэтому, зачастую внутри курдских деревень (ганд) многие жители является представителями того же клана, что и глава деревни - ага. Члены племени придерживаются общего правила брака внутри общины. Тем, кто женится на женщинах не из своего племени, упрек: "Почему ты взял чужую, а не свою?" В этой связи строительство дорог, появление прослойки интеллигенции в городах, которая подчиняется другим обычаям и другие мероприятия в Курдистане могут привести в ближайшем будущем к важным последствиям - появится более широкая возможность для контактов членов племени с другими группами.
За невесту жених платит ее отцу. В случае, если жена уйдет или поведет себя недостойно, муж может потребовать обратно часть "стоимости невесты". В случае развода он в определенных обстоятельствах обязан содержать бывшую жену (муж несет ответственность за жену только в течение трех месяцев после развода. Ага, желая увеличить число своих хозяйств, иногда прибегают к разводу с одной из своих жен (у аги обычно четыре жены), чтобы жениться на пятой; разведенная жена остается обычно членом семейства аги на неограниченное время).
Брак с дочерью брата отца у курдов имеет целью и концентрацию наследства (скота, орудий производства, денег и других предметов хозяйства) внутри экономической рабочей единицы группового хозяйства. Для аги такой вид брака - это еще и средство избежать трений за наследование арендных прав. Агу не беспокоит вопрос самого наследства, поскольку он "владеет" всей землей и не встает вопрос о ее разделе после его смерти. Цель его скорее в том, чтобы повысить. "престиж" и жить в мире с соседями. Поэтому часто брак аги принимает форму политического союза. Даже менее важные аги заключали все же один-два брачных союза с соседними важными персонами, остальные же их потомки женились внутри своих общин, укрепляя связи между агой и его последователями. В результате рождаемость в деревне сильно увеличивалась за счет рода аги. Во многих мелких деревнях ага не только принадлежит к тому же клану, что и большинство жителей, но и состоит в близком родстве чуть не с половиной населения.
Источник: kurds.narod.ru