Курды и курдский вопрос | Родственные отношения

Курдские женщины пользуются значительным влиянием в узком семейном кругу. Иногда это влияние выходит даже за пределы родственной группы (можно привести немало примеров, когда женщина стояла во главе целого племени. Например, в 1914 г., после смерти Осман-паши, вождя племени джаф, несколько лет племенем и всем округам Халабджа управляла вдова Адела-ханум. Во время первой мировой войны Шамдинаном правила вдова шейха Мохаммеда Сиддика - Мариам-ханум.) Что же касается абсолютного авторитета отца (малхэмал), то он не оспаривается сыновьями пока они проживают совместно, но отдельное хозяйствование приводит к организации самостоятельного хозяйства. Однако отец все же занимает в семье центральное положение как авторитет и организатор группы.

В случае, когда курдская женщина остается вдовой с одним или несколькими сыновьями, хозяйство получает имя старшего сына (Старший сын является наследником отца. Никто так не дорог курду, как его преемник. Именно поэтому в качестве заложников курдов брали старших сыновей вождя) и авторитет переходит по мужской линии. Но мать обычно сохраняет признанный фактический авторитет.

Дочь полностью подчинена власти отца. Он действует в качестве ее опекун а и даже имеет право навязать ей брак (по исламскому закону, только до совершеннолетия, но фактически и позже). Положение брачного опекуна, дающее право на получение выкупа за невесту, переходит после смерти отца к ближайшему родственнику девушки по отцовской линии. По закону шафиитов, это значит - сначала к дедушке, а потом к брату. Однако только отец и дед имеют право принуждать к браку.

Контакты между ребенком, с одной стороны, и дедом и бабушкой - с другой, обычно осуществляются через одного из родителей. Так, сын сопровождает мать в ее частых визитах в родительский дом. В этом положении власть и контроль над ребенком остается за матерью, а отношение деда и бабушки к внуку обычно снисходительное. Термины маник и нанна широко распространены - как ласковое обращение ко всем пожилым женщинам деревни. Отношение к деду, особенно с отцовской стороны уважительное. Особые отношения существуют с мам - братом отца (этот термин тоже употребляется широко - по отношению ко всем старшим мужчинам, указывая на близкие, но почтительные отношения). Как потенциальный тесть, мам является важным родственником, и дружеские отношения с ним обеспечат право на его дочь и освобождение от уплаты выкупа.

Родственники по браку, насколько это касается мужчины, имеют второстепенное значение. Главными же являются отец, мать, взрослый брат и взрослая сестра жены. Общий характер родственных отношений определяет пословица: "Лучше пусть бог даст мне умереть, чем зависеть от зятя".

Количество основных терминов, обозначающих родство, курдов, невелико (всего 12). Группа родственников, обозначаемых этими терминами, - это элементарная семья, к которой человек принадлежит при жизни. Приставка "-аза" (букв. "сын кого-либо" или "рожденный от") указывает на отдаленность на одно поколение от этой группы. Повторение же этого термина указывает на отдаленность на два поколения. Таким образом, сын сына - это курраза, а дочь дочери брата отца, часто заменяющая жену, когда нет более близкой родственницы, называется амо-аза-аза.

Нисходящие поколения делятся на категории, которые могут быть описаны по-разному, в зависимости от того родства, которое хотят подчеркнуть. Например, брат отца может называться либо "бра-и-бапирем" , т. е. брат моего дедушки, или (чаще) - "мам-и-баоким" - дядя моего отца.

Источник: kurds.narod.ru

2009-2018 (с) Права на сайт принадлежат администрации turquiecontra.ru, для связи с адмниистрацией info@turquiecontra.ru