Курды и курдский вопрос | Основа политической власти вождя

Как уже было сказано, в курдском племени отмечают две ясно различимые части - постоянную и непостоянную. Непостоянная часть складывается из пришлых элементов, которые примыкают то к одному, то к другому племени, так что исследователи зачастую не могут дать точную оценку их численности. Постоянный же состав племени, его ядро - это семьи, состоящие в родстве с семейством главы племени. Как дом аги отличается от крестьянских домов, так шатер вождя отличается своими размарами от окружающих его в несколько рядов шатров остальных семейств племени. Здесь происходят собрания, сюда направляются чужаки, ищущие гостеприимства племени.

Вождь приходил к власти различными путями. Из них следует отметить следующие: 1) передача власти по наследству, 2) избрание племенем и 3) назначение властями.

Приобретение места вождя по наследству опирается на силу привычек и традиций, питаемых приверженностью племен к наследственным вождям. В курдских племенах власть вождя передавалась по наследству по праву старшинства. В случае смерти предводителя его преемником считался самый старший и ближайший из родственников. Узурпация власти считалась явлением исключительным.

Курдская знать еще в прошлом веке делилась на пять категорий: 1) молла-заде - потомки известных своей ученостью и праведной жизнью мулл (В Эрбиле это хейдери, потомки муллы Хейдера, в Ревандузе - хилани-заде, потомки муллы Омар-эфенди из племени хилани. Муллы, не имеющие своими потомками этих мулл, получили название нив-молла (полумулла)); 2) шейх-заде - потомки шейхов;

3) бек-заде - могущественные знатные семьи (Такие же, как род эмиров Бухтана и Ревандуза, - сердары мукри, паша бабанов из Сулеймании и т.д.); 4) ага-заде - главы мелких племен и, наконец, 5) зевех-дар - принадлежащие к семьям святых.

Роль власти и положение вождя в курдской родо-племенной организации наиболее наглядно видны на примере видного руководителя курдского освободительного движения в Ираке шейха Махмуда Барзанджи (1880-1956) (Шейх Махмуд, вождь курдского племени барзанджи, один из главных руководителей национально-освободительного движения курдов в Ираке в 1918-1932 гг.), о котором известный современный арабский историк Абд ар-Раззак ал-Хасани писал: "Знаменитый шейх Махмуд олицетворяет в себе курдскую проблему, а курдская проблема-это сам шейх Махмуд".

На чем основывалась власть шейха Махмуда и какой была форма контроля подчиненной территории?

Прежде всего, политическую власть шейха Махмуда определяло его материальное положение. Семья шейха восходит к двум братьям, ученым-теологам, которые прибыли в Курдистан из Ирана лет 600 тому назад. Благодаря своему происхождению (шейх Махмуд возводит свою родословную к самому пророку Мухаммеду) и традиции святости семья сохраняла свое положение духовных руководителей. Этому способствовало и то обстоятельство, что непосредственным основателем нынешней наследственной линии семьи считается Кака Хама, почитаемый в Сулеймании как святой.

Во времена правления бабанов шейхи Барзанджи оставались в стороне от политики. Их богатство постепенно увеличивалось за счет подарков (в виде земель и деревень, особенно от самих бабанов). В период политической неустойчивости, последовавший по окончании бабанского правления, отец шейха Махмуда шейх Сайд активно включился в борьбу и установил свою власть в районе Сулеймании. Противники Сайда пытались низложить его, организовав его вызов в Стамбул султаном Абдул Хамидом II. Султан, сильно опасавшийся придворных интриг, часто предпочитал искать поддержку среди "посторонних", и, с точки зрения шейха Сайда, их встреча была очень успешной, значительно усилив его положение. Однако в 1909 г. Сайд был убит турками за "сепаратистские устремления". Ему наследовал сын шейх Махмуд.

Махмуд энергично продолжил политику отца. В Южном Курдистане в то время царила анархия. Большие территории обезлюдели. Древние торговые и паломнические пути контролировались хамавендами, которые успешно противостояли османским крупным карательным экспедициям.

Скромная при бабанах экономическая власть семьи Барзанджи постепенно усиливалась. Возможности турецкой практики регистрации земель, особенно после издания в 1858 г. земельного кодекса, полностью были ими использованы. Пользуясь поддержкой султана, шейхи покупали у правительства земли по низкой цене и приобрели таким образом контроль над многими деревнями. Главным же источником дохода, сделавшим возможным такие сделки, была собственность семьи на базар в Сулеймании.

Итак, семья шейха стала одним из трех главных землевладельцев района. Правда, несмотря на почти непрерывное расширение собственности, вся семья владела все же меньшим количеством земли, чем бекзаде из племени джаф по имени Ха-сан-бек Халабджи. Политическое верховенство шейха Махмуда возникло непосредственно из экономического могущества; земельные владения составили необходимую экономическую базу для его политической деятельности.

Успех шейху Махмуду обеспечило и его происхождение (как потомка Пророка). Кроме того, семья шейха считается наделенной сверхъестественной способностью (полученной от "святого" предка Кака Хамы создавать амулеты, "предохраняющие от пули и ножа".

В годы своего правления Махмуд был окружен группой последователей-телохранителей, напоминающей по своей форме и функциям пиштмалу джафского бекзаде, но набираемой по-иному (когда молодой человек, запутавшись в племенной вражде, или по другой причине вынужден был покидать свою деревню, единственное спасение он видел в присоединении к феодальному вождю типа шейха Махмуда. Кутив себе таким образом безопасность, он становился последователем этого вождя и взамен служил в его личных полицейских силах. Таким образом у шейха собиралась группа зависящих от него людей, которых он мог использовать как силу для контроля над принадлежащими ему деревнями, а также для подчинения себе более мелких вождей.).

Нередко борьба за руководство племенем или целой общиной принимала острый характер. Так, накануне второй мировой войны езидскую общину в Ираке возглавлял Саид-бек. Он часто нарушал религиозные законы, присваивал средства, предназначенные для храма шейха Ади, скрывал от правительства настоящую сумму своего дохода. Всем своим поведением Саид-бек восстановил против себя езидских предводителей, которые выдвинули на пост религиозного главы своих кандидатов Хусейн-бека (Хусейн-бек происходил из семьи Мири. Его поддерживала большая труппа езидских религиозных деятелей и племенных вождей из Шайхана) и Исмаил-бека (Исмаил-бек приходился двоюродным братом Саид-беку. Его поддерживали вождь хабабатов, вождь племени бейт халти, ага племени хамбат, вождь племени махиркан, вождь беранов и глава москуров.).

В 1931 г. в г. Мосуле собрались представители езидской правящей верхушки (духовные предводители и вожди племен). На совете присутствовал также английский верховный комиссар Ирака Френсис Хемфри. Однако с помощью подкупа, шантажа и обещаний Саид-беку удалось внести раскол в ряды противников, перетянуть некоторых из них на свою сторону и сохранить за собой пост эмира.

Источник: kurds.narod.ru

2009-2018 (с) Права на сайт принадлежат администрации turquiecontra.ru, для связи с адмниистрацией info@turquiecontra.ru